Статьи и публикации
Авиация. Профессиональный подход к ремонту и техническому обслуживанию современных воздушных судов от компании ООО "Попутный ветер"
21.10.2010
Уникальное профессиональное оборудование для покраски, ремонта и технического обслуживания Boeing, Airbus и отечественных самолётов.
В обслуживании самолётов можно выделить три аспекта: техническое обслуживание, профилактический осмотр и ремонт. Согласно этому, к техническому обслуживанию относятся любые операции, производимые с самолетом, двигателем, элементами конструкции и вспомогательными устройствами без полного изъятия из эксплуатации самолета, двигателя, тех или иных элементов или вспомогательных устройств. Капитальный ремонт и профилактический осмотр – это совокупности контрольных и механических операций, которые предполагают изъятие из эксплуатации осматриваемого самолета, двигателей, элементов конструкции или вспомогательных устройств с целью их проверки (профилактический осмотр) и, при необходимости, ремонта. Капитальный ремонт обычно проводят достаточно регулярно, и заканчивается он возвращением в эксплуатацию отремонтированного и проверенного элемента в состоянии, эквивалентном установке нового элемента (с точки зрения надежности в течение времени до следующего профилактического осмотра). «Ремонтом» называют любую механическую
операцию незапланированного характера по возвращению в строй того или иного элемента ввиду его неожиданного разрушения или отказа. Длительный ремонт может исключить самолет из эксплуатации на несколько месяцев (например, когда с самолетом случилось значительное аварийное происшествие, но он еще может быть отремонтирован).
Таким образом, обслуживание самолета включает в себя:
- Транзитная проверка (Transit check), самая простая форма сервисного обслуживания самолёта. Выполняется перед каждым вылетом воздушного судна;
- Ежесуточное техническое обслуживание (Daily Check), это ежесуточная проверка технического состояния воздушного судна, должна выполняться каждые 24 часа но в некоторых случаях может выполняться и через 36 часов;
- Еженедельное техническое обслуживание (Weekly Check) - выполняется приблизительно раз в неделю. Может выполняться как днем так и ночью. Не требует обязательного наличия помещения(ангара). Как правило выполняется за 3-4 часа;
- А-чек (A-check) — эта проверка производится примерно раз в месяц или каждые 500 часов налёта: А1, А2, А4, А8. Чем выше цифра, тем больше объём работ. A-чек, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта. Содержание этой проверки зависит от типа самолёта, количества циклов (количество взлётов и посадок называется «цикл») или количества часов налёта с момента последней проверки. Проверка может быть отсрочена авиакомпанией, в зависимости от определённых условий;
- Б-чек (B-check) — эта проверка осуществляется примерно каждые 3 месяца. Она тоже, как правило, делается ночью в ангаре аэропорта;
- Си-чек (C-check) — эта форма технического обслуживания является более сложной, чем предыдущие, и выполняется каждые 15 — 20 месяцев или 4 000 часов налёта. Эта форма обслуживания подразделяется на С1, С2, С4, С6 и С8. Для выполнения этой проверки требуется вывести самолёт из эксплуатации на какое-то время (порядка 2-х недель), а также требуется много пространства — как правило, в большом ангаре аэропорта. Сроки проведения этой проверки зависят от многих факторов, в частности от типа самолёта;
- Д-чек (D-check) — это самая тяжёлая форма обслуживания самолёта. Эта проверка происходит примерно раз в 4-5 лет. Во время неё проверяется весь самолёт, все его узлы и детали. Узлы, выработавшие ресурс или не прошедшие проверку, подлежат замене. Эта проверка воздушного судна требует ещё больше места и времени, чем все другие, и выполняется на соответствующей технической базе.
С учётом выше изложенного компания ООО «Попутный Ветер» разрабатывает уникальные решения по техническому обслуживанию самолётов как для крупных и малых авиакомпаний, так и специальные проекты для авиаремонтных заводов и конструкторских бюро.
Посмотреть наши проекты в авиции:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
В первую очередь при разработке и проектировании учитываются следующие факторы, влияющие на экономические показатели:
- Сокращение времени технического обслуживания;
- Безопасность на рабочих местах (механиков и обслуживающего персонала);
- Универсальность оборудования;
- Долговечность оборудования;
Сокращение времени технического обслуживания
Для сокращения времени технического обслуживания самолётов Boeing, Airbus и отечественных самолетов, а так же улучшения экономических показателей, наша компания разрабатывает и проектирует Универсальные Доковые Системы (УДС), которые служат для обеспечения доступа обслуживающего персонала к необходимым местам проведения работ (обслуживание, ремонт, покраска и т. д.) на воздушных суднах. УДС (ссылка на словарь терминов на сайте) состоят из нескольких модульных частей - доков, имеющие возможность стыковки между собой.
Рис. 1 Схематичное расположение УДС во круг самолёта Airbus (вид с верху).
- A - Носовой док (левая и правая части)
- B - Крыльевой док (левая и правая части)
- C - Хвостовой док (левая и правая части)
- D - Фюзеляжный док (левая и правая части)
Носовой Док
В собранном состоянии носовой док представляет собой жесткую конструкцию, в состав которой входит левая и правая части. Разделение его на левую и правую часть делает его максимально удобным при эксплуатации. Левая и правая части дока смонтированы на винтовых домкратах с колесами, которые имеют ножные двойные тормоза. Перемещение и соединение этих частей осуществляется вручную, и не требует привлечения дополнительной техники и специального оборудования.
Рис. 2 Носовой док Boeing 737 Домодедово (фотография предоставлена инфо-центром компании ООО «Попутный Ветер»)
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Носовой док позволяет проводить работы по обслуживанию воздушного судна с максимальной безопасностью на различных уровнях доступа. Вертикальное перемещение обслуживающего персонала обеспечивают маршевые алюминиевые лестницы с перилами безопасности. Рабочие площадки выполняются согласно техническому заданию Заказчика. В качестве покрытия могут, использоваться стальные оцинкованные щиты (горячее цинкование) с двойной перфорацией и алюминиевые с анти скользящей поверхностью. Каждая площадка имеет ограждение безопасности с трех сторон на высотах 0,5м и 1,0м от поверхности настила, а так же бортики безопасности высотой 0,15м.
Крыльевой Док
Служит для обеспечения доступа к закрылкам, двигателям и топливным системам самолёта. В зависимости от целей и задач по техническому обслуживанию и ремонту крыльевой док разрабатывается в различных конфигурациях:
- Ступенчатый крыльевой док – состоящий из нескольких частей стыкующихся между собой с учётом геометрии крыла.
- Наклонный крыльевой док – с плавными переходами по высоте рабочего настила с учётом геометрии крыла. Такой док так же может состоять из нескольких частей стыкующихся между собой.
Левая и правая части крыльевого дока обычно состоят из нескольких частей, обеспечивают доступ к нижней стороне плоскости крыла воздушного судна.
Рис. 3 Крыльевой док ступенчатого типа (фотография предоставлена компанией Layher).
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
В собранном состоянии крыльевой док представляет собой жесткую конструкцию, которая позволяет проводить работы по обслуживанию крыльевой части воздушного судна с максимальной быстротой и безопасностью. Главное преимущество ступенчатого крыльевого дока в том, что возможно использование как отдельных частей, так и использование всего дока в комплексе.
Рис.4 Ступенчатая конструкция крыльевого дока для самолёта A330
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Для удобства эксплуатации каждая часть крыльевого дока имеет отдельный лестничный марш для доступа на рабочую площадку. В конструкции, используются винтовые домкраты с колёсами, которые имеют ножные двойные тормоза. Это позволяет фиксировать части крыльевого дока и стыковать между собой.
Рис. 5 Рабочая площадка крыльевого дока.
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Рабочие площадки выполняются согласно техническому заданию Заказчика. В качестве покрытия используются стальные оцинкованные щиты (горячее цинкование) с двойной перфорацией. Использование специальных замков обеспечивает надёжное фиксирование настилов, и исключает их смещение при перемещении частей дока. Каждая площадка имеет такие же ограждения и бортики безопасности, как и в носовом доке. (ссылка по переходу в статье)
Рис. 6 Ступенчатая конструкция крыльевого дока для самолёта Airbus A330
За счёт универсальности элементов, конструкции крыльевых доков могут быть самыми различными, и применяться не только для технического обслуживания крыльевой части самолёта, но так, же и при проведении покрасочных работ.
Хвостовой Док
Хвостовой док представляет собой жесткую конструкцию, которая позволяет проводить работы по обслуживанию хвостовой части воздушного судна на различных уровнях высоты с максимальной безопасностью.
Хвостовой Док перемещается фиксируется в нужном месте с помощью двойных колесных тормозов. Для перемещения не обязательно использовать специальную технику, достаточно несколько человек.
Рис. 7 Хвостовой док Boeing 737 Домодедово (фотография предоставлена инфо-центром компании ООО «Попутный Ветер»).
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Вертикальный подъём обслуживающего персонала обеспечивают маршевые алюминиевые лестницы с перилами безопасности.
Рис. 8 Хвостовой док для Boeing 737 Домодедово (фотография предоставлена инфо-центром компании ООО «Попутный Ветер»).
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Конструкция хвостового дока смонтирована на винтовых домкратах с колесами, которые имеют ножные двойные тормоза.
Рабочие площадки проектируются с учётом технического задания Заказчика. В качестве покрытия используются стальные оцинкованные щиты (горячее цинкование) с двойной перфорацией. Каждая площадка имеет ограждение безопасности с трех сторон на высотах 0,5м и 1,0м от поверхности настила, а так же бортики безопасности высотой 0,15м.
Рис. 9 Специальный домкрат для фиксации хвостового дока.
При помощи специальных домкратов хвостовой док может фиксироваться в стационарное положение, а специальные хомуты на колёсах позволяют с помощью труб фиксировать их все в одном на правлении, для удобства.
Рис. 10 Правило для перемещения хвостового дока с применением специальной техники.
Для перемещения хвостового дока с использованием специальной техники, в конструкции дока может использоваться специальное правило.
Фюзеляжный Док
Фюзеляжный док представляет собой жесткую конструкцию, которая позволяет проводить работы по обслуживанию фюзеляжа самолёта на различных уровнях высоты с максимальной безопасностью. Для безопасного проведения работ предусмотрены специальные лестничные марши и перила безопасности.
Фюзеляжный док перемещается и фиксируется в нужном месте просто и быстро, без применения специальной техники. В зависимости от моделей самолётов может иметь различную конфигурацию.
Рис. 11 Фюзеляжный док. (фотография предоставлена компанией Layher.)
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Фюзеляжный док может использоваться как стыковочный модульный элемент между носовым крыльевым и хвостовым доком, для обеспечения более удобного доступа к воздушному судну.
Рис. 12 Фюзеляжный док. (фотография предоставлена компанией Layher.)
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Рис. 13 Фюзеляжный док. (фотография предоставлена компанией Layher.)
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Рис. 14 Фюзеляжный док для военного самолёта. (фотография предоставлена компанией Layher.)
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Рис. 15 Фюзеляжный док для военного самолёта. (фотография предоставлена компанией Layher.)
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Рис. 16 Работы нижней части фюзеляжа для самолёта Airbus 330 и 340 с использованием УДС. (компания Lufthansa Technik Филлипины, фотографии предоставлены компанией Layher.)
Посмотреть ещё фото:
- Наши проекты » В авиации » Северсталь Авиа (4)
- Наши проекты » В авиации » Домодедово Текник (29)
- Наши проекты » В авиации » ЦАГИ (13)
- Наши проекты » В авиации » СИБНИА (8)
Одна из сложнейших задач по техническому обслуживанию самолётов, является замена стоек шасси. Для этого необходимо обеспечить доступ для проведения работ в нижней части фюзеляжа. С применением УДС это возможно сделать в самые короткие сроки.
Благодаря модульному конструктиву УДС (т.е. состоящей из нескольких отдельных частей), работы по ремонту и техническому обслуживанию можно выполнять как по отдельности на носовой, крыльевой и хвостовой частей самолёта так и в комплексе на всех участках.
Универсальность оборудования
Универсальность УДС один из важнейших экономических показателей в области технического обслуживания современных воздушных судов. Специально разработанный комплект УДС, может использоваться как для одного, так и для нескольких типов воздушных судов, например: УДС для Boeing-737 (100-500) может использоваться и для Airbus А319-321. Комплект элементов УДС позволяет менять его конфигурацию для производства различных типов работ на воздушном судне. Комплект элементов УДС может использоваться и для других работ не связанных с воздушным судном, а именно: обеспечение доступа внутри ангара, для прокладки, обслуживания и ремонта, воздушных, электрических, тепловых и других систем, а так же на аэродроме и в зданиях аэропорта (терминала).
Долговечность оборудования
В основе УДС используются элементы клинового типа универсальной системы Allround System, которые обеспечивают максимальную жёсткость конструкции и позволяет выдерживать большие нагрузки. Эти элементы выполнены из оцинкованной стали (горячее цинкование) и алюминия. Вся элементная база УДС проходит испытания и сертифицируется. Срок эксплуатации элементной базы доковых систем составляет 20 лет. Это самое долговечное оборудование из всех имеющихся аналогов на сегодняшний день.
Преимущества
Главное преимущество доковых систем заключается в том, что больше не требуется много времени на проверку самолетов и их основной ремонт. Улучшение рабочей обстановки и безопасность механиков гарантированно УДС. Больше нет необходимости собирать и разбирать леса при каждой проверке. Наши разработанные доковые системы могут устанавливаться в необходимое положение в течение часа. Доковые системы для обслуживания самолетов экономят время и деньги.